Определение цены единицы военной продукции методом индексации базовой цены (ИБЦ) имеет ряд существенных особенностей. Во-первых, базовая цена индексируется в течение пяти первых лет, а на шестой год цена продукции устанавливается равной цене пятого года.
Цена прошлых лет рассчитывается по фактическим актуальным индексам, а цена текущего года и последующих лет – по прогнозным значениям индексов. При утверждении новых индексов, цена оборонной продукции (за исключением цены текущего и предшествующего года) подлежит пересчету с учетом актуальных индексов.
Соответственно рост цены военной продукции не может быть выше индекса цен производителя (ИЦП). СверхИЦПшный рост цен – недопустим.
Пересмотр базовой цены (формирование новой базовой цены) возможен на основании существенного изменения условий поставки (производства) продукции.
Метод индексации по статьям базовых затрат применяется при формировании цены с длительным технологическим циклом производства (более трех лет), и при этом невозможно применение более приоритетных методов определения цены. Указанный метод индексации не применяется для установления цен НИОКР, сервисного обслуживания, ремонта, утилизации и других видов работ и услуг. До 26.08.2021 данный метод формирования цены назывался «метод индексации по статьям затрат» (без слова «базовых»).
Рекомендации приказа ФСТ от 18 апреля 2008 года №118 и протокола Военно-промышленной комиссии от 19 декабря 2012 года №13 определяли методику формирования цены продукции гособоронзаказа индексированием по статьям затрат.
Такое индексирование применяется при расчете цены продукции с длительным технологическим циклом производства. Технологический график производства является основой определения затрат будущих периодов. В качестве базы используется стоимостная оценка затрат в условиях первого года (базового года) производства. Определение затрат второго года и последующих лет рассчитывается путем индексации по статьям затрат, сформированных в условиях базового года.
Индексированию подлежат только расходы по оплате труда и материальные расходы, включая затраты на сырье и материалы, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, топливо и энергию для технологических целей, специальную технологическую оснастку, специальные и другие затраты (Приказ ФСТ России от 02.08.2012 №134 «Об утверждении Перечня статей затрат, величина которых подлежит индексации, на производство товаров (работ, услуг), поставляемых по государственному оборонному заказу»).
Остальные затратные статьи не индексируются, а определяются расчетным путем. Для индексации применяются индекс потребительских цен (ИПЦ), индекс оплаты труда (индекс ОЗП) и индексы цен производителей (ИЦП).
Величины дополнительной заработной платы основных производственных рабочих, отчислений на социальные нужды рассчитываются путем умножения проиндексированной величины основной заработной платы основных производственных рабочих на соответствующий норматив.
Статьи затрат, определяемые котловым методом или состоящие из нескольких статей расходов, рекомендуется разагрегировать по статьям затрат с последующей их индексацией.
При расчете накладных расходов (общепроизводственных и общехозяйственных затрат) использовались Методические рекомендации Приказа ФСТ от 15 декабря 2006 года №395 дсп (утратили свою силу по приказу ФСТ от 6 июня 2012 года).
Ограничителем роста цен сырья, материалов и ПКИ, а также работ и услуг, используемых для выполнения оборонного заказа, является предел цены, установленный статьей 14 Федерального закона №275-ФЗ.
В случае, если заявленная или уже установленная цена превышает цену, рассчитанную с применением актуальных индексов цен, более чем на 5%, то информация о данном факте сверхнормативного роста цен должна быть представлена в антимонопольный орган.
Сообщать в ФАС о данном росте цен обязаны не только исполнители ГОЗ, но и представители заказчика (ВП МО РФ).
При этом, методы формирования цен (исходной цены прошлого периода и завышенной цены), как и вид цены (фиксированная или ориентировочная), значения не имеют. Также не установлен и «срок давности» исходной для расчета цены. Императивная норма данной статьи закона не делает исключения и для импортных ПКИ.
Срок направления обращения – 30 календарных дней с момента выявления факта завышения цены. Действующая форма информирования утверждена Приказом ФАС России от 17.06.2019 №772/19.
Для исполнителя ГОЗ, вынужденного закупить товар (работы) по завышенным ценам, копии данных обращений в Федеральную антимонопольную службу являются документами обоснования цены своей готовой продукции (работ) (подпункт «л» пункта 37 Положения №1465).
Однако, избежать обращения покупателей в антимонопольный орган возможно, например, путем смены юридического лица поставщика.
В 2021 году ПКИ отечественного производства приобреталось по цене 1 000 рублей. Актуальный ИЦП на 2022 год – 4,3%. Предел цены для информирования ФАС равен 1 095,15 рублей (= 1 000 * (1 + 4,3%) * (1 + 5%)). Расчет предела цены в размере 1 093,00 рублей (= 1 000 * (1 + ИЦП + 5%)) не является корректным.
Новый действующий Порядок применения индексов цен и индексов-дефляторов по видам экономической деятельности, а также иных показателей в составе прогноза социально-экономического развития РФ при формировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, утвержден Приказом Минэкономразвития №190 от 01.04.2020. Новый Порядок вступил в силу 14 июня 2020 года. Предшествовавшее ему Положение с идентичным названием, утвержденное Приказом МЭР №276 от 01.06.2018, действовало с 8 сентября 2018 года.
Действующий Порядок подготовлен с учетом актуальных калькуляционных статей и состава затрат Приказа №334. Также изменена терминология названий индексов цен производителей. Вместо «Производство машин и оборудования, электрооборудования, транспортных средств (26 + 27 + 28 + 29 + 30 + 33)» и «Промышленная продукция (B + C + D + E)» используется «Продукция машиностроения (26, 27, 28, 29, 30, 33)» и «Промышленность (BCDE)».
Изначально применение индексов цен и индексов-дефляторов по видам экономической деятельности при прогнозировании цен на продукцию военного назначения регламентировали приказы Минэкономразвития России от 16.04.2008 N 104 и от 29.01.2015 N 37.
Письмом Минэкономразвития от 5 октября 2021 года №33918-ПК/Д03и доведены показатели прогноза индексов цен производителей и индексов-дефляторов по видам экономической деятельности (отчет 2020; оценка 2021 и прогноз 2022 – 2024). «Новый» ИЦП по продукции машиностроения (26, 27, 28, 29, 30, 33) с 2021 на 2022 год установлен в размере 4,3%.
Новая министерская оценка индекса цен продукции машиностроения в 2021 году всего лишь в 4,7% выглядит весьма скромно на фоне ИЦП по всей Промышленности (BCDE) в размере 21,2%, и тем более, например, в сравнении с индексом этого года в производстве черных металлов (59,7%).
Утратившие актуальность значения индексов и дефляторов на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов были установлены письмом Минэкономразвития РФ от 30 сентября 2020 года №32028-ПК/Д03и «О применении показателей прогноза социально-экономического развития Российской Федерации в целях ценообразования на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу». Действовавший «старый» ИЦП (26, 27, 28, 29, 30, 33) с 2020 на 2021 год составлял 4,1%. Более ранние индексы определялись письмами этого министерства от 18 мая 2015 года №12664-АВ/Д03и; от 25 ноября 2016 года №36144-АВ/ДОЗи; от 5 октября 2017 года №28216-АТ/Д03и; от 3 октября 2018 года №28438-АТ/Д03и; от 1 октября 2019 года №33198-ПБ/Д03и. В номере письма после слеша следует аббревиатура «Д03и»: буква «Д» и далее две цифры «03», а не буквы «ОЗ», которые вместе с «Д» расшифровывают как Департамент Оборонного Заказа.
При формировании цен на вооружение и технику, поставляемую в рамках государственного оборонного заказа, используется ИЦП на продукцию машиностроения (26, 27, 28, 29, 30, 33).
Индексами на сырье, основные материалы, покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты отечественного производства являются индексы цен производителей (ИЦП) по соответствующим видам экономической деятельности, к которым относится производство каждого конкретного вида материала, поставляемого в рамках ГОЗ.
Основными индексами цен производителей в разрезе ОКВЭД2 (подразделы, классы) являются:
Продукция машиностроения (26, 27, 28, 29, 30, 33) / Производство машин и оборудования, электрооборудования, транспортных средств (26 + 27 + 28 + 29 + 30 + 33) (ранее по ОКВЭД - 38.9 + DL + DM)
Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий (25) (ранее DJ)
Производство черных металлов (сводная по кодам 24.1, 24.2, 24.3, 24.5) (ранее 27.1, 27.2, 27.3, 27.5)
Производство цветных металлов (24.4) (ранее 27.4)
Производство химическое, резиновых и пластмассовых изделий (20, 21, 22) (ранее DG + DH)
Размер индексации импортного сырья и комплектующих определяется как индекс изменения номинального обменного курса доллара США, умноженный на 1,02. При этом наценка «отечественного» посредника индексируется по ИПЦ.
Индексация цены работ и услуг сторонних организаций при наличии структуры цены производится разагрегированием по статьям затрат с последующей их индексацией.
В случае, если детализация затрат невозможна, индексация производится по усредненному индексу ИПЦ и ИЦП промышленной продукции (BCDE).
Индекс изменения заработной платы (основной зарплаты) равен произведению индекса потребительских цен (ИПЦ) и индекса изменения реальной заработной платы.
Определение расходов на топливо (природный газ и его транспортировку), электроэнергию, грузовые железнодорожные перевозки, воду (водоснабжение и водоотведение), тепловую энергию производится по регулируемым тарифам.
Отметим, что ИЦП и ИПЦ – различные индексы. ИЦП – это Индекс Цен Производителей, а ИПЦ – Индекс Потребительских Цен.
Статья об индексировании цен оборонных заказов подготовлена с использованием правовых актов и актуальной законодательной базы в сфере гособоронзаказа по состоянию на 22 июня 2022 года.