ГосОборонЗаказ

Цена РКМ ИЦП ИГК Учет ГОЗ НИОКР

НИОКР в сфере Гособоронзаказа

НИР и ОКР в сфере оборонного заказа

Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, выполняемые в рамках государственного оборонного заказа, имеют ряд особенностей.
Проводимые работы осуществляются в соответствии с российскими военными стандартами (ГОСТ РВ), использующие многочисленные сокращения терминов. Распределение опытно-конструкторских работ по этапам строго определено. Расчет цены НИР и ОКР производится затратным методом с возможным использованием аналогов. При определении величин затрат необходимо учитывать особенности налогообложения реализации работ налогом на добавленную стоимость.
В госконтракт на выполнение НИР и (или) ОКР для оборонного заказа включаются условия о правах собственности на результаты интеллектуальной деятельности и работ.
Для организации и контроля выполнения НИОКР назначают руководителя темы. По НИР – научного руководителя, по ОКР – главного конструктора.

Порядок выполнения опытно-конструкторских работ оборонного назначения

Порядок выполнения ОКР Гособоронзаказа определяет ГОСТ РВ 15.203-2001. Данный стандарт принят взамен ГОСТ В 15.203 – 79 и ГОСТ В 15.204 – 79 советского времени.
Каждый отдельный этап ОКР объединяет работы, направленные на получение определенных конечных результатов, и характеризующиеся признаками их самостоятельного целевого планирования и финансирования.
При выполнении опытно-конструкторских работ по военной тематике устанавливают следующие этапы:

Порядок выполнения научно-исследовательских работ ГОЗ

Порядок выполнения НИР и их СЧ для оборонного заказа определяет ГОСТ РВ 15.105-2001, принятый в России взамен советских военных ГОСТ В 15.105 – 79 и ГОСТ В 15.106 – 79. Новый стандарт определяет взаимодействие и функции основных участников, требования по документообороту, порядок выполнения и приемки работ; а также использование результатов законченных НИР.
Завершенную научно-исследовательскую работу считают реализованной, если ее результаты использованы в дальнейшем. В частности, при разработке ТТЗ на аванпроекты, ОКР или другие НИР. С целью экспериментальной проверки результатов работы могут быть созданы модели, макеты или экспериментальные образцы.
Техническое задание заказчика является исходным документом для выполнения НИР. По содержательному признаку ТЗ устанавливают этапы работ. Каждый отдельный этап НИР должен характеризоваться определенным результатом и являться объектом самостоятельного целевого планирования и финансирования.

Аванпроекты в разработке военной продукции

В тех случаях, когда не проводились научно-исследовательские работы или отсутствуют достаточные исходные данные для составления задания на опытно-конструкторские работы, выполняется аванпроект.
Аванпроект – это комплекс теоретических, экспериментальных исследований и проектных работ по обоснованию технического облика, технической и экономической возможности и целесообразности разработки сложной военной продукции.
Целью выполнения аванпроекта является обоснование возможности и целесообразности создания изделия, обеспечение его высокого технического уровня, а также определение вероятности воплощения концептуального замысла решения функциональных задач.
Основными задачами аванпроекта являются подготовка проекта ТТЗ (ТЗ) на выполнение ОКР, сокращение сроков и снижения расходов на разработку оборонной продукции.

НДС по НИР, ОКР и ТР Гособоронзаказа

При определении цены и величин калькуляционных статей затрат при выполнении НИР и ОКР необходимо учитывать налогообложение реализации данных работ налогом на добавленную стоимость (НДС).
В соответствии со статьей 149 Налогового Кодекса выполнение научно-исследовательских (НИР), опытно-конструкторских (ОКР) и технологических работ (РТ), относящихся к оборонному заказу, освобождается от налогообложения налогом на добавленную стоимость.
Исполнитель Гособоронзаказа в соответствии со статьей 170 Налогового Кодекса обязан вести раздельный учет (раздельно учитывать суммы «входного» НДС, которые используются в облагаемых и необлагаемых НДС операциях).
Бухгалтерский учет НИР и ОКР оборонного заказа ведется в соответствии с ПБУ 17/02 «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы».

Нормативно-правовая база НИОКР оборонных заказов

Порядок выполнения НИР и ОКР в сфере гособоронзаказа определяют государственные (национальные) военные стандарты (ГОСТ РВ).
Методические рекомендации по калькулированию себестоимости и формированию цен на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, выполняемые в рамках государственного оборонного заказа, утверждены Министерством науки и технической политики России 15 июня 1994 года №ОР-22-2-46 и протоколом ВПК от 19 декабря 2012 года №13.
Порядок определения состава затрат на НИР и ОКР оборонного назначения утвержден приказом Минпромэнерго России от 23.08.2006 №200 Минпромторга №334 и протоколом ВПК от 26 января 2011 года №1с.

Особенности калькуляции цены НИР и ОКР в сфере Гособоронзаказа

Новое Постановление о государственном регулировании цен оборонного заказа, вступившее в силу с начала 2018 года, существенно изменило законодательную базу в сфере ценообразования. Однако, кардинальных изменений в сути методологии формирования цен на НИР и ОКР произведено не было.

Ценообразование НИР и ОКР по Постановлению №1465

В соответствии с действующим Положением, утвержденным Постановлением №1465, основополагающим методом определения цены НИР и ОКР является затратный метод. Причем в последующие годы сформированная цена работ не подлежит индексации (п. 21 Положения), и не может быть определена методом индексации по статьям затрат (п. 27 Положения).
Цена научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ есть сумма обоснованных затрат на выполнение данных работ, включаемых в себестоимость, и прибыли.
Допускается формирование цены НИР и (или) ОКР посредством аналога. При этом должна быть определена зависимость цены выбранной работы - аналога от ее основных потребительских параметров. Расчет цены работ необходимо производить с учетом отличий в отношении технических характеристик, сложности, уникальности и объемов выполняемых работ.
Основой формирования цены работ, отдельных видов затрат или трудоемкости работ могут служить экономико-математические модели (п. 17 Положения).

Ценообразование НИОКР гособоронзаказа до 2018 года

Цена опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ в сфере оборонного заказа может быть определена несколькими способами: методом калькулирования, методом индексации статей затрат, аналоговым методом, методом экспертных оценок, а также комбинацией перечисленных методов.
Калькулирование является основным методом расчета цен на НИР и ОКР.
Цены на НИОКР, срок выполнения которых превышают один год, определяются индексированием по статьям затрат исходя из сумм затрат на весь период работ, рассчитанных раздельно по каждому этапу в условиях каждого года их выполнения.

Аналоговый метод используется для определения цен НИР и ОКР по аналогичным ранее выполненным работам, а также на модернизируемые образцы серийных изделий. Аналоговый метод ценообразования применяется в комбинации с методами калькулирования и индексирования.

Метод экспертных оценок применяется для определения цены на выполненные работы при отсутствии возможности ее установления методами калькуляции, индексирования, аналогов или их комбинаций.

Цена опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ формируется исходя из обоснованных затрат на выполнение работ и величины прибыли. Цена НИОКР в целом определяется путем суммирования цен этапов работ, проводимых в соответствии с тактико-техническим (техническим) заданием.

Аналоговый метод формирования цен НИР и ОКР

Расчет цены опытно-конструкторских, научно-исследовательских и технологических работ аналоговым методом производится исходя из состава и величины фактических затрат ранее выполненных аналогичных работ с применением соответствующих «коэффициентов новизны».
При этом рекомендуется отдельно оценивать трудоемкость ранее выполненных аналогичных работ, состав и квалификацию непосредственных исполнителей.
Плановая калькуляция цены НИР или ОКР аналоговым методом составляется для каждого этапа работ.

Аналоговый метод ценообразования для военной продукции

Цена единицы продукции определяется на основе цены аналогичной по своему функциональному назначению продукции. В расчетах учитываются отличия в технических характеристиках, сложности и уникальности видов и объемов работ, а также уровень квалификации рабочих и специалистов.
Требуется установить зависимость цены на него от основных потребительских параметров. Определение цены на модернизированную продукцию аналоговым методом осуществляется исходя из приращений цен, обеспечивающих достижение заданных значений различных (в том числе новых) параметров продукции (геометрических, физических, химических, весовых, прочностных и других параметров).

Метод экспертных оценок расчета цен НИОКР гособоронзаказа

Предметом экспертной оценки могут как общая цена, так и затраты по отдельным статьям калькуляции или этапам работ.
Основанием для принятия решения об определении цены может быть экспертное мнение научно-технического совета или руководителя темы (научного руководителя НИР, главного конструктора ОКР).

При формировании цены на НИР и ОКР методом экспертных оценок следует учитывать все факторы, которые могут оказать влияние на выполнение работ и позволят обосновать полученный результат. Для этого необходимо отдельно оценивать состав и квалификацию единственных исполнителей НИР и ОКР, наличие материально-технической базы, трудоемкость выполнения работ, потребность в материальных ресурсах, состав и квалификацию исполнителей, планируемых к привлечению единственными исполнителями НИР и ОКР для выполнения составных частей НИР и ОКР.

Расчет цены НИР или ОКР экспертным методом целесообразно производить по каждому этапу НИР или ОКР и в комбинации с другими методами определения цены.

Состав комплекта РКМ по военным НИОКР

Приказы ФСТ:  №44-а   №469-а
Приказы ФАС:  №118/16   №1138/19

Как правило, срок выполнения НИР и ОКР по оборонному заказу превышает один год. Поэтому обоснование цены работ оформляется по формам, позволяющим представлять данные по каждому году выполнения работ раздельно. Нумерация таких типовых форм РКМ использует букву «д».
Кроме того, для обоснования затрат и цены научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ информация представляется отдельно по каждому этапу работ.

Формы РКМ по НИР и ОКР до 2018 года

Комплект РКМ для обоснования цены НИОКР по оборонному заказу, выполняемых более одного года, оформляется по формам Приложений №1д – 15д к приказу ФСТ от 09.02.2010 №44-а или же по формам приказа ФСТ от 24.03.2014 №469-а (Форма №1 НИОКР, Форма №2 НИОКР, Форма №3 НИОКР, Форма №4 НИОКР, Форма №4.1 НИОКР, Форма №5 НИОКР, Форма №5.1 НИОКР, Форма №5.2 НИОКР, Форма №5.3 НИОКР, Форма №6 НИОКР, Форма №6.1 НИОКР, Форма №7 НИОКР, Форма №8 НИОКР, Форма №9 НИОКР, Форма №9.1 НИОКР, Форма №9.1.1 НИОКР, Форма №9.2 НИОКР, Форма №9.3 НИОКР, Форма №10 НИОКР, Форма №10.1 НИОКР, Форма №11 НИОКР).
Формы документов, введенные в действие Приказом уже расформированного ФСТ России от 24.03.2014 №469-а, разработаны в соответствии с Положением о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2013 года №1119, которое утратило силу 7 марта 2017 года (Постановление Правительства РФ от 17.02.2017 №208).
Тем не менее, действие форм документов Приказ №469а отменено не было. Из утвержденных форм этого приказа в тот год была отменена только форма запроса о прогнозных ценах (Приказ ФАС России от 17.07.2017 №947/17).
Действие типовых форм, утвержденных приказами ФСТ №44 и №469-а, отменено в марте 2018 года.

Формы РКМ по НИОКР (Приказ ФАС №116/18)

Приказом ФАС России от 31.01.2018 №116/18 утверждены новые типовые формы. Он начал действовать с 3 марта 2018 года и утратил силу уже 26 октября 2019 года.
В типовых формах Структуры цены и Калькуляции затрат для научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ предусмотрено две специальные статьи: «затраты на специальное оборудование для научных (экспериментальных) работ» (5) и «затраты по работам, выполняемым сторонними организациями» (13), включая «затраты сторонних организаций по выполнению составных частей» (13.1) и «другие работы и услуги, выполняемые сторонними организациями» (13.2).
Кроме того, Приказом №116/18 для НИОКР введены отдельные типовые формы расшифровок: Форма №7 (7д) НИР (ОКР) «Расшифровка затрат по работам (услугам), выполняемым организациями-соисполнителями»; Форма №9 НИР (ОКР) «Расшифровка основной заработной платы»; Форма №15 (15д) НИР (ОКР) «Расшифровка затрат на специальное оборудование»; Форма №15.1 (15.1д) НИР (ОКР) «Расшифровка затрат на изготовление специального оборудования собственными силами».
Представление информации для обоснования цены НИОКР и затрат на их выполнение производится по типовым формам в отдельности по каждому этапу работ и по годам выполнения работ. Допускается определение трудоемкости работ в чел/часах.

Действующие формы РКМ по НИОКР (Приказ ФАС №1138/19)

Приказом ФАС России от 26.08.2018 №1138/19 утверждены новые типовые формы. Приказ вступил в силу 26 октября 2019 года.

Вид цены НИОКР

Порядок и условия применения вида цены на проведение научно-исследовательских и (или) опытно-конструкторских работ установлен Положением о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу (Постановление Правительства от 02.12.2017 №1465).
Выбор вида цены осуществляется с учетом вида работ, их продолжительности и наличия исходных данных для определения экономически обоснованной цены.
При заключении контракта на проведение НИР и (или) ОКР по перспективным направлениям разработки новых образцов военной продукции, на проведение поисковых исследований по таким направлениям, если на момент заключения контракта невозможно определить величину затрат, связанных с выполнением этих работ, применяется ориентировочная (уточняемая) цена или цена, возмещающая издержки.

Используемые сокращения при выполнении НИР и ОКР в сфере ГОЗ

Российские военные стандарты по НИР и ОКР

Российские государственные национальные военные стандарты обозначают литерами «РВ» (ГОСТ РВ). Новые стандарты вводятся взамен советских, обозначаемых литерой «В» (ГОСТ В). Статья о НИОКР в оборонном заказе подготовлена с использованием правовых актов и актуальной законодательной базы в сфере гособоронзаказа по состоянию на 12 августа 2020 года.

Обоснование цены «неГОЗовских» НИОКР

Приказом Минпромторга России №1788 от 11.09.2014 утверждена Методика определения и обоснования начальной (максимальной) цены государственных контрактов (НМЦК) на выполнение научно-исследовательских (НИР), опытно-конструкторских (ОКР) и технологических работ (ТР). Данная методика не используется при обосновании цены НИОКР, выполняемых в рамках государственного оборонного заказа.

Методика Минпромторга определяет два метода определения НМЦК НИОКР: метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) и затратный метод (дополнительный метод).

Анализ рынка (НИОКР)

При определении цены методом сопоставимых рыночных цен коэффициент вариации цены не должен превышать 33%. Данный метод является основным при определении цены неГОЗовских НИОКР.

Затратный метод для НИР, ОКР и РТ

Действующей негозовской методикой при затратном методе определения цены НИОКР установлены следующие пределы нормативов:

Как обосновать цену продукции и НИОКР Гособоронзаказа в соответствии с действующим законодательством (275-ФЗ; Постановление №1465; Приказ №334) с учетом предела по ИЦП.