Государственное регулирование цен в сфере Гособоронзаказа производится государственными заказчиками оборонного заказа (в том числе Госкорпорациями «Роскосмос» и «Росатом»), Минпромторгом, Минэкономразвития и ФАС.
Ранее функции госрегулирования цен осуществляли ФКА «Роскосмос» (упразднено 1 января 2016 года, функции переданы Госкорпорации «Роскосмос»), ФСТ (упразднена 21 июля 2015 года, функции переданы ФАС) и расформированный в 2014 году Рособоронзаказ.
До марта 2017 года порядок госрегулирования цен и полномочия регуляторов определялись Положением о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по гособоронзаказу, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 05.12.2013 №1119.
Менее года (до конца 2017 года) ценообразованием в сфере ГОЗ «рулило» Положение о госрегулировании, утверждённое Постановлением Правительства РФ от 17.02.2017 №208. Перечень продукции гособоронзаказа, на которую распространяется государственное регулирование цен (за исключением ядерного оружейного комплекса), утвержден Распоряжением Правительства РФ от 14.06.2013 №976-р.
Порядок определения начальной (максимальной) цены госконтракта (НМЦК), а также цены государственного контракта, заключаемого с единственным поставщиком, при осуществлении закупок по Гособоронзаказу, утвержден Постановлением Правительства РФ от 28.04.2015 №407. Данный Порядок формирования цен действовал также до конца 2017 года.
Разделом IV утратившего силу Порядка ценообразования было предусмотрено три метода формирования цен: метод предельного уровня цены (метод индексации цены), затратный метод и аналоговый метод. Кроме того, заказчики и исполнители Гозоборонзаказа были вправе применить и иные методы, предусмотренные контрактной системой в сфере госзакупок, а также комбинации методов.
Ориентировочная цена на военную продукцию устанавливается в случае отсутствия на момент заключения договора достаточных исходных данных для определения фиксированной цены. В частности, при продолжительности работ (производства) более трех лет; при сроке поставки более трех лет; а также при выполнении ремонта и сервисного обслуживания (без наличия точных данных по объему работ).
Новое Положение допускает согласование сторонами предельного значения ориентировочной цены. Может ли величина ориентировочной цены отличаться от предельного значения этой цены?
В уже далеком 1997 году методическими рекомендациями Минэкономики (приказ №179 от 18.12.1997) было определено шесть разновидностей цены, возмещающей издержки поставщика по оборонной продукции. Данные методы формирования цены военной продукции являются аналогами американского военного ценообразования.
Цена, возмещающая только издержки - Cost No Fee (C).
Цена, возмещающая издержки до установленного предела - Cost Sharing (CS).
Цена, возмещающая издержки производства с фиксированным размером рентабельности - Cost Plus Award Fee (CPAF).
Цена, возмещающая издержки производства с фиксированной массой прибыли - Cost Plus Fixed Fee (CPFF).
Цена, возмещающая издержки с прибылью и поощрительными выплатами - Cost Plus Incentive Fee (CPIF).
Цена, возмещающая издержки с долевым распределением экономии и перерасхода – комбинация методов CPIF и CPFF.
Является ли Приказ Минэкономразвития России от 18.12.1997 №179 ДСП «Об утверждении Инструкции по формированию контрактных (договорных) оптовых цен на продукцию оборонного назначения, поставляемую по государственному оборонному заказу» действующим? Приказ №179дсп – не отменен. Однако, его содержание не актуализировано, и Письмом Минэкономразвития от 10.06.2016 №Д28и-2936 не рекомендовано к использованию при формировании цены военной продукции.
Согласно новому Постановлению №1465 от 02.12.2017, как и ранее в Положении, утвержденном Постановлением от 13.12.2013 №1155, при согласовании ЦВИ в обязательном порядке устанавливается предел цены, включающий прибыль исполнителя ГОЗа; а также формула цены.
Перевод в фиксированную цену производится не позднее двух месяцев до завершения поставки продукции (окончания работы / этапа работы) или при достижении 80% технической готовности.
Исключение сделано для работ по ремонту и сервисному обслуживанию, объем работ по которым, не определен до их фактического выполнения. Фиксированная цена в таком случае устанавливается не позднее двух месяцев после определения факта работ.
Порядок перевода согласуется сторонами в контракте (договоре). Фиксированная цена должна быть сформирована с использованием уточнённых данных, отсутствовавших на момент согласования изначальной цены. В случае применения затратного метода, цена определяется на основании сложившихся фактических (по состоянию на конкретную дату) и предстоящих ожидаемых (планируемых) затрат (графы 4.1 и 4.2 формы №2). Значение фиксированной цены может быть, как выше, так и ниже значения ориентировочной цены (п. 44 Положения).
Ранее использовавшийся термин «твердая фиксированная цена» (ТФЦ) есть калька с американского Firm Fixed Price (FFP).
Раздел II. «Методы определения цены на продукцию» нового Постановления определяет методы формирования цены оборонной продукции, порядок и приоритетность их применения:
Базовая цена – фиксированная цена на продукцию, определенная затратным методом в условиях базового года.
Сформированная базовая цена используется для определения цены в последующие годы методом индексации базовой цены или метода индексации по статьям базовых затрат.
По мнению ФАС определение цены в качестве базовой цены должно быть зафиксировано посредством форм обосновывающих документов (графа «Примечание» формы №1) и (или) договора. Постановлением №1465 не установлено иных ограничений на формирование базовой цены в отношении продукции, поставляемой в рамках ГОЗ, цена на которую не подлежит регистрации в ФАС России.
Цена продукции была сформирована затратным методом до вступления Постановления №1465 в силу. Может ли данная цена быть принята в качестве базовой цены в соответствии с Положением о государственном регулировании цен, утвержденным данным Постановлением Правительства?
Этот вопрос в новом Положении не разъяснен. И с каждым проходящим годом данная проблема теряет свою актуальность.
Предельный размер плановой прибыли (рентабельности) регламентируется Разделом IV. «Порядок определения плановой рентабельности (прибыли) в цене на продукцию»
Положения о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, утвержденного Постановлением Правительства №1465. Плановая прибыль в цене продукции военного назначения с 24.05.2022 определяется формулой «двадцать плюс один» (20%+1%) «двадцать пять плюс один» (25%+1%). Где не более 20% 25% прибыли «накручивается» на собственные затраты, и не более 1% на привнесенные расходы.
Увеличить лимит прибыли до 25% 30% по собственным затратам имеет право только Головной исполнитель оборонного заказа. Минпромторг рассматривает вариант изменения состава собственных и привнесенных затрат. Предполагается, что сырьё и материалы станут привнесенными затратами, а работы и услуги сторонних организаций – собственными.
Начиная с 2022 года затраты на приобретение сырья и материалов (в т. ч. вспомогательных материалов) из разряда собственных затрат переведены в привнесенные.
Данное изменение направлено на установление единого подхода к определению рентабельности материальных затрат (сырье, материалы, комплектующие изделия, полуфабрикаты, ТЗР (в отдельных случаях частично), работы и услуги сторонних организаций). Кроме того, привнесенные затраты будут только в составе прямых, и все накладные расходы (ОПР, ОХР, АУР) однозначно относятся к собственным, с соответствующей прибылью.
До начала 2018 года рентабельность определялась точно такими же величинами процентов и методологией расчета, однако терминология разделения затрат на «собственные» и «привнесенные» официально не использовалась.
Принципы определения рентабельности и размер процентов прибыли были установлены пунктом 3 Правил формирования цен, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 25.01.2008 №29; пунктом 35 Положения об определении начальной (максимальной) цены по государственному оборонному заказу, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 28.04.2015 №407; и пунктом 7 Положения о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 05.12.2013 N 1119. Все эти три Постановления не являются действующими после вступления в силу Постановления Правительства РФ от 02.12.2017 №1465.
Уровень рентабельности производства военной продукции в прошлом определялся также Приказом ФСТ от 15 декабря 2006 года № 394дсп. Однако, в соответствии с приказом того же ФСТ от 6 июня 2012 года приказ №394 дсп, также как и приказ №395 дсп от 15 декабря 2006 года по определению общепроизводственных и общехозяйственных затрат при производстве продукции ГОЗ, утратил силу.
В 2022 году (после отнесения сырья и материалов к привнесенным расходам) рассматривалось несколько вариантов увеличения размера рентабельности. Один из вариантов предполагал формулу 23%+3%, при минимуме 15%+1,5%. Постановлением Правительства от 21.05.2022 №935 максимальная прибыль по собственным затратам увеличена до 25%, а «головников» до 30%.
В каком случае Военные представительства вправе требовать от участников кооперации применения более низкой нормы рентабельности по собственным затратам? Например, «десять плюс один» (10%+1%).
Выполнение данного требования Представителей Заказчика, при нарушении минимального предела рентабельности, можно обосновывать новым пунктом 381 Положения, где по соглашению сторон возможно установление пониженной цены.
Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 №1582 с 5 октября 2020 года минимальный уровень рентабельности собственных затрат увеличен в двое (с 5% до 10%). По привнесенным расходам прибыль может быть равна нулю. Так с целью исключения мультипликативного эффекта, по привнесенным затратам исполнителей ГОЗ, не выполняющим собственных работ, и перепродавцов, в соответствии с одним из Правил определения уровня рентабельности ДАГК МО РФ, принимается нулевая рентабельность. Таким образом, формулу минимума прибыли Исполнителя ГОЗа: «пять плюс ноль» (Аргентина - Ямайка) можно забыть.
Более того, если доля собственных затрат в себестоимости продукции составляет не менее 20%, то рентабельность не может быть меньше 5% себестоимости продукции.
Отметим, что до 25 мая 2022 года в частных случаях данная норма Постановления входила в противоречие с пределом рентабельности (20%+1%). Например, если собственные затраты составляют ровно 20% себестоимости, то предельная рентабельность военной продукции, рассчитанная по формуле 20%+1%, равна 4,8% ( = (20%*20% + 80%*1%)/100%) = 4,0% + 0,8%). Однако, соответствии с этим требованием минимальности должна быть не менее 5%. При применении формулы 25%+1% данная нестыковка исчезает.
Когда представление обосновывающих документов не является обязательным? Последний абзац пункта 2Положения о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 02.12.2017 №1465, определяет «обосновывающие документы» как документы, направляемые организацией государственному заказчику (головному исполнителю).
Из формулировки данного определения делается вывод, что обосновывающие документы, перечисленные в п. 37 данного Положения, обязаны представлять только головные исполнители (государственному заказчику) и поставщики первого уровня кооперации (головному исполнителю), а для остальных участников кооперации представление обосновывающих документов обязательным не является.
Однако, государственное регулирование цен предусматривает определение цены на всю продукцию, поставляемую в рамках кооперации головного исполнителя (пункт 5 Положения).
Госрегулирование цен осуществляется в отношении всех покупных комплектующих изделий, полуфабрикатов и иной продукции, поставляемых в рамках кооперации головного исполнителя для выполнения государственного оборонного заказа (пункт 6 Положения).
Пункт 9 Положения для всех видов оборонной продукции, указанной в пункте 6 Положения, устанавливает метод определения цены.
Финалом логической цепочки, подтверждающей обязательность представления полного комплектом РКМ, является первое предложение пункта 37 Положения: «При представлении предложений о цене продукции, сформированных с использованием методов определения цены, установленных настоящим Положением, представляются следующие обосновывающие документы: …».
Таким образом, в зависимости от поставленной задачи в вопросе об обязательности документального обоснования заявленной цены полным пакетом РКМ, возможно использование одного из вариантов вышеперечисленной аргументации.
Кроме того, на практике отказ от представления документов по обоснованию цены верифицируется отсылкой на пятый абзац подпункта г) пункта 37 данного Положения.
Заключение о цене на продукцию, поставляемую в рамках ГОЗ, является одним из обязательных документов обоснования цены (подпункт «и» пункта 37 Положения №1465). По мнению антимонопольного органа, Заключение ВП о цене необходимо в случае наличия утвержденной государственным заказчиком нормативно-технической документации (ТУ, КД, ГОСТ или иное) на поставляемую продукцию, и ТТЗ (ТЗ) в отношении НИОКР; а также в случаях, когда ВП МО РФ осуществляет контроль качества поставляемой продукции.
Военные представительства не осуществляют контроль качества и приемку продукции иностранного производства (ЭРИ ИП / ЭКБ ИП). С конца 2016 года не производят контроль проведения сертификационных испытаний (СИ) ЭКБ ИП; а с середины 2017 года и работ по специальным проверкам и специальным исследованиям (СП и СИ) в области защиты информации материальных ресурсов (технических средств), используемых при изготовлении продукции.
Постановление Правительства от 23.08.2021 №1388 дополнило Положение о ценообразовании оборонного заказа пунктом 371, в котором законодательно определены требования к Заключениям о цене, выдаваемым военными представительствами.
Срок подготовки Заключения не может превышать пяти рабочих дней (по ОКР – семи рабочих дней).
В случае, если ВП «срезает» заявленную цену (затраты), то в их Заключении должно содержаться мотивированное обоснование причин несогласия с предложенной организацией ценой или предложенными размерами затрат по каждой калькуляционной статье (при затратном методе формирования цены).
Следует отметить, что согласование цен на военную продукцию с военными представительствами обеспечивает руководитель организации (пункт 13 Положения «О военных представительствах…»).
Перечень продукции государственного оборонного заказа, на которое распространяется госрегулирование цен, определяется распоряжение Правительства РФ от 14.06.2013 №976-р. Четвертая редакция каталога военной продукции утверждена вступившим в силу 28 июля 2017 года распоряжением Правительства РФ №1605-р. Перечень включает в себя:
самолеты, вертолеты, беспилотные и робототехнические комплексы (системы), корабли и суда, ракеты-носители и космические аппараты, ракеты и ракетные комплексы, танки, боевые бронированные машины, специальную бронетанковую и инженерную технику, военную автомобильную технику, реактивные системы залпового огня, самоходные и буксируемые орудия и минометы, малокалиберные автоматические пушки, стрелковое вооружение и средства ближнего боя, системы и комплексы управления вооружением, пусковые ракетные установки, торпедные аппараты, аппаратуру корабельного вооружения, реактивные бомбометные установки, комплексы управления взлетом и посадкой, комплексы радиолокации, радионавигации и РЭБ, морские комплексы неакустического обнаружения, системы связи, средства радиационной, химической и биологической защиты войск, системы информационного обеспечения и противодействия, системы кибербезопасности, торпеды, антиторпеды, морские мины и минные комплексы, искатели - уничтожители морских мин, управляемые авиационные бомбы, разведывательные и разведывательно-ударные комплексы, радиолокационные станции и командные пункты, зенитные комплексы и системы, главные и резервные двигатели, энергетические установки (в том числе корабельные паропроизводящие и паротурбинные установки), системы электрохимической регенерации воздуха, специальные комплектующие изделия, сырье и материалы со специальными свойствами, применяемые только для производства товаров (работ, услуг) по гособоронзаказу.
Информационно-аналитическая система («ИАС ГОЗ») включает сведения о продукции по государственному оборонному заказу, на которую распространяется государственное регулирование цен. Систематизированный перечень информации о данных товарах, работах, услугах (вооружение, военная и космической техника и инфраструктура, сырьё и материалы, ПКИ) формирует «Каталог ГОЗ».
Создание и функционирование ИАС ГОЗ, включающей каталог ГОЗ, должны обеспечить возможность сопоставления цен на однородные товары, работы и услуги. Систематизация информации об оборонной продукции воссоздается в рамках Федеральной системы каталогизации продукции для федеральных государственных нужд (ФСКП).
Каталоги ГОЗ и ФКП группируются по однородным группам и классам Единого кодификатора предметов снабжения для федеральных государственных нужд (ЕК 001-2020), а не на основе ОКПД 2.
Участники информационного взаимодействия ИАС ГОЗ (оператор информационно-аналитической системы, поставщики и пользователи информации) будут использовать единые унифицированные структурированные форматы передачи данных.
В Каталоге ГОЗ продукции присваивается уникальный идентификационный номер (федеральный номенклатурный номер). Помимо информации, обеспечивающей сопоставление цен продукции, поставляемой в рамках ГОЗ, система включает систематизированные сведения о технических и качественных характеристиках продукции.
Полноту, достоверность и актуальность информации в Каталоге ГОЗ обеспечивают Исполнители гособоронзаказа.
Целями создания и функционирования ИАС ГОЗ являются: информационное обеспечение участников ГОЗ, повышение оперативности и эффективности материально-технического обеспечения производства, оптимизация кооперационных связей, реализация политики импортозамещения.
В настоящее время информацию о производителях конкретных комплектующих, разрешенных для применения в военной продукции, можно получить в Перечнях Минпромторга. Данные о ценах ПКИ указанные справочники не содержат.
Статья о формировании цен оборонных заказов и военной продукции подготовлена с использованием правовых актов и законодательной базы в сфере гособоронзаказа по состоянию на 21 июня 2022 года.