Целью формирования комплекта расчетно-калькуляционных материалов (комплекта РКМ) является обоснование цены продукции, выпускаемой по государственному оборонному заказу, а также величины затрат, необходимых для её производства в соответствии с действующим законодательством в сфере государственного оборонного заказа.
Состав комплекта РКМ, а также используемые формы обосновывающих документов определяются видом продукции (работ, услуг), технологическим циклом изготовления, сроками поставки, требованиями заказчика ГОЗ и условиями контракта.
До марта 2018 года в качестве основных типовых форм исполнители ГОЗа применяли формы Приложений №1 – 14 к приказу ФСТ от 18.04.2008 №118, а для продукции с длительным технологическим циклом производства (более одного года) формы Приложений №1д – 15д, введенных приказом ФСТ от 09.02.2010 №44-а.
Оба этих приказа ФСТ отменены Приказом ФАС России от 05.03.2018 №264/18 «О признании утратившими силу некоторых приказов Федеральной службы по тарифам». Стоит отметить, что данный приказ ФАС об отмене форм ФСТ №118 и 44-а опубликован не был.
Таким образом, формы РКМ по приказам ФСТ №118, №44-а и №469-а свою силу утратили, и с 5 марта 2018 года до 26 октября 2019 года единственными действующими формами документов, обосновывающими цену оборонной продукции, являлись 22 вида форм, утверждённых Приказом ФАС №116/18.
В составе предложения о цене формы, содержащие информацию о финансово-хозяйственной деятельности организации в целом, представляются единожды:
Форма №8 (8д). Расчет-обоснование норматива транспортно-заготовительных затрат.
Форма №10 (10д). Расчет-обоснование уровня (%) дополнительной заработной платы основных работников.
Форма №11 (11д). Смета и расчет общепроизводственных затрат.
Форма №12 (12д). Смета и расчет общехозяйственных затрат / административно-управленческих расходов.
Форма №13 (13д). Смета и расчет коммерческих (внепроизводственных) затрат.
Форма №21 (21д). Сведения об объемах поставки продукции, в том числе по государственному оборонному заказу, включая экспортные поставки.
Форма №22 (22д). Сведения о нормативах и экономических показателях организации, используемых при определении цены продукции.
Форма №23 (23д). Расчет (обоснование) трудоемкости.
РКМ представляются как на бумажном носителе, так и в электронном виде на CD-R в формате электронных копий и таблиц, например, Microsoft Excel. Приоритет имеют печатные документы, подписанные исполнителем ГОЗ.
Можно ли не предоставлять РКМ (обосновывающие документы) на продукцию стоимостью менее одного миллиона рублей?
Положение о госрегулировании цен устанавливает перечень обосновывающих документов в зависимости от метода формирования цены, и не предполагает его изменения в зависимости от заявляемой цены готовой продукции. Ссылка на пятый абзац подпункта г) пункта 37 данного Положения («расчет цен на ПКИ и работы … в отношении каждой номенклатурной позиции …, расходы на закупку которой составляют не менее 10 процентов суммарных расходов на закупку ПКИ и работ … и не менее одного миллиона рублей …») – абсолютно не состоятельна.
Состав затрат (перечень калькуляционных статей) на производство единицы военной продукции и создание научно-технической продукции военного назначения, поставляемой по ГОЗу, определяется приказом Минпромэнерго №200 («Двухсотый приказ») Минпромторга №334. Группировка затрат по статьям осуществляется в зависимости от целевого назначения затрат и мест их возникновения. Отнесения затрат на себестоимость должно производиться преимущественно прямым методом.
Все затраты по ГОЗ должны быть документально подтверждены и экономически оправданы (обоснованы).
Разработка нового порядка определения состава затрат взамен «Двухсотого приказа» 2006 года проводилась Минпромторгом в течении нескольких лет.
30 апреля 2019 года, наконец-то, вступил в силу Приказ Минпромторга России от 08.02.2019 №334 «Об утверждении порядка определения состава затрат, включаемых в цену продукции, поставляемой в рамках государственного оборонного заказа». Данный приказ установил, что Приказ Минпромэнерго №200 применению не подлежит, при этом цены на продукцию ГОЗ, сформированные в соответствии с Приказом №200, пересмотру также не подлежат.
Новый приказ о составе затрат по ГОЗ составлен с учетом Положения о госрегулировании цен оборонного заказа, утвержденного Постановлением Правительства №1465. В сравнении с Приказом №200 новый Приказ №334 революционных изменений не принес. В чем можно убедиться при постатейном сравнении двух данных Приказов об определении состава затрат.
В отдельные калькуляционные статьи выделены «затраты на командировки» (1000), «проценты по кредитам» (1500) и «административно-управленческие расходы» (1600). Некоторую настороженность вызывает слово «оплата» в наименовании статьи (0105), и кардинальное различие в нумерации статей калькуляций с Приказом ФАС России от 31.01.2018 №116/18, формы документов которого разработаны также в соответствии с Положением о госрегулировании цен, утвержденного Постановлением №1465.
Административно-управленческие расходы (1600) относятся непосредственно на финансовый результат (директ-костинг: Кт 26 Дт 90.08), а Общехозяйственные затраты (0900) увеличивают Производственную себестоимость (Кт 26 Дт 20). Приоритетным показателем распределения накладных расходов является основная заработная плата основных работников.
Отмечается, что Порядок определения затрат в рамках ГОЗ не устанавливает требований к бухгалтерскому и налоговому учету затрат.
Проценты по кредитам (1500) не включается в цену единицы продукции, а используется при формировании цены вспомогательных работ, термин которых введен Постановлением №1465.
Основные экономические показатели (ОЭП) - плановые нормативы, используемые при калькуляции затрат и цены продукции (работ) в сфере гособоронзаказа (форма №22).
В число таких нормативов предприятия входят:
ОЗП – средняя заработная платы основных производственных рабочих (непосредственных исполнителей) / основных рабочих
Расчет норматива страховых взносов производится с учетом предельной величины базы для исчисления взносов, размер которых ежегодно утверждается Правительством.
На 2021 год лимит по пенсионным взносам установлен в размере 1 465 000 рублей, по «больничным» (ФСС) - 966 тысяч рублей (Постановление Правительства РФ от 26.11.2020 №1935 «О предельной величине базы для исчисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и на обязательное пенсионное страхование с 1 января 2021 г.»).
Взносы по травматизму («профриск») и обязательному медицинскому страхованию (ОМС) не лимитируются.
Статья о калькулировании цен и себестоимости оборонных заказов подготовлена с использованием правовых актов и актуальной законодательной базы в сфере гособоронзаказа по состоянию на 12 августа 2021 года.