ГосОборонЗаказ

Цена РКМ ИЦП ИГК Учет ГОЗ НИОКР

Калькуляции цены ГОЗ и комплект РКМ

Расчетно-калькуляционные материалы по Гособоронзаказу

Целью формирования комплекта расчетно-калькуляционных материалов (комплекта РКМ) является обоснование цены продукции, выпускаемой по государственному оборонному заказу, а также величины затрат, необходимых для её производства в соответствии с действующим законодательством в сфере государственного оборонного заказа.

Типовые формы РКМ ГОЗ

Состав комплекта РКМ, а также используемые формы обосновывающих документов определяются видом продукции (работ, услуг), технологическим циклом изготовления, сроками поставки, требованиями заказчика ГОЗ и условиями контракта.

До марта 2018 года в качестве основных типовых форм исполнители ГОЗа применяли формы Приложений №1 – 14 к приказу ФСТ от 18.04.2008 №118, а для продукции с длительным технологическим циклом производства (более одного года) формы Приложений №1д – 15д, введенных приказом ФСТ от 09.02.2010 №44-а.
Оба этих приказа ФСТ отменены Приказом ФАС России от 05.03.2018 №264/18 «О признании утратившими силу некоторых приказов Федеральной службы по тарифам».
Стоит отметить, что данный приказ ФАС об отмене форм ФСТ №118 и 44-а опубликован не был.

Аналогичные формы для РКМ ГОЗ были утверждены приказом ФСТ от 24.03.2014 №469-а. Они предусмотрены для различных видов военных заказов (НИОКР, серия, ремонт, сервис, утилизация). Рекомендации по заполнению были даны Минпромторгом (Приказ от 03.07.2014 №1257). Несмотря на отмену в 2017 году Постановления Правительства РФ от 05.12.2013 №1119 данные формы (по Приказу ФАС №469-а) оставались действующими.
В соответствии с Положением о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, утвержденным постановлением Правительства РФ от 2 декабря 2017 года №1465, с 3 марта 2018 года Приказом ФАС России от 31.01.2018 №116/18 формы Приказа ФСТ №469-а заменены новыми типовыми формами РКМ.

Таким образом, формы РКМ по приказам ФСТ №118, №44-а и №469-а свою силу утратили, и с 5 марта 2018 года до 26 октября 2019 года единственными действующими формами документов, обосновывающими цену оборонной продукции, являлись 22 вида форм, утверждённых Приказом ФАС №116/18.

Действующие формы РКМ для ГОЗ

Действующие 23 вида форм, актуализированные с учетом Приказа Минпромторга от 08.02.2019 №334, вступили в силу 26.10.2019 (Приложение №5 к Приказу ФАС России от 26.08.2019 №1138/19 «Об утверждении форм документов, предусмотренных Положением о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2017 года №1465»):
  1. Форма №1 (1д). Протокол (Согласование) цены (прогнозной цены) единицы продукции и выбора вида цены.
  2. Форма №2 (2д). Плановая калькуляция затрат.
    Форма №2А (2Ад). Плановая калькуляция затрат на продукцию и отчетная калькуляция затрат на аналог.
  3. Форма №3 (3д). Отчетная калькуляция затрат.
  4. Форма №4 (4д). Расшифровка затрат на приобретение сырья, материалов и вспомогательных материалов.
Формы с индексом «д» представляются в случае, если процесс производства военной продукции выходит за рамки одного календарного года.

Формы по финансово-хозяйственной деятельности в целом

В составе предложения о цене формы, содержащие информацию о финансово-хозяйственной деятельности организации в целом, представляются единожды:
  1. Форма №8 (8д). Расчет-обоснование норматива транспортно-заготовительных затрат.
  2. Форма №10 (10д). Расчет-обоснование уровня (%) дополнительной заработной платы основных работников.
  3. Форма №11 (11д). Смета и расчет общепроизводственных затрат.
  4. Форма №12 (12д). Смета и расчет общехозяйственных затрат / административно-управленческих расходов.
  5. Форма №13 (13д). Смета и расчет коммерческих (внепроизводственных) затрат.
  6. Форма №21 (21д). Сведения об объемах поставки продукции, в том числе по государственному оборонному заказу, включая экспортные поставки.
  7. Форма №22 (22д). Сведения о нормативах и экономических показателях организации, используемых при определении цены продукции.
  8. Форма №23 (23д). Расчет (обоснование) трудоемкости.
РКМ представляются как на бумажном носителе, так и в электронном виде на CD-R в формате электронных копий и таблиц, например, Microsoft Excel. Приоритет имеют печатные документы, подписанные исполнителем ГОЗ.

РКМ на миллион

Можно ли не предоставлять РКМ (обосновывающие документы) на продукцию стоимостью менее одного миллиона рублей?
Положение о госрегулировании цен устанавливает перечень обосновывающих документов в зависимости от метода формирования цены, и не предполагает его изменения в зависимости от заявляемой цены готовой продукции.
Ссылка на пятый абзац подпункта г) пункта 37 данного Положения («расчет цен на ПКИ и работы … в отношении каждой номенклатурной позиции …, расходы на закупку которой составляют не менее 10 процентов суммарных расходов на закупку ПКИ и работ … и не менее одного миллиона рублей …») – абсолютно не состоятельна.

Особенности калькулирования себестоимости и цены продукции ГОЗ

Калькулирование – исчисление себестоимости (цены) путем суммирования величин статей затрат (и размера прибыли). Цена продукции есть сумма обоснованных затрат по калькуляционным статьям и величины прибыли. Применяется при формировании цены затратным методом и методом индексации по статьям затрат.

Исполнители ГОЗ производят расчет величин калькуляционных статей цены продукции в соответствии с согласованными основными экономическими показателями (нормативами) с учетом значений индексов и дефляторов для индексирования цены по статьям затрат.
Плановая калькуляция формируется на основании нормативной потребности сырья и материалов, покупных полуфабрикатов (ППФ) и комплектующих изделий (ПКИ); нормативной трудоемкости; стоимости работ и услуг сторонних организаций производственного характера, затрат на спецоснастку, испытания и прочих расходов.

Состав затрат (перечень калькуляционных статей) на производство единицы военной продукции и создание научно-технической продукции военного назначения, поставляемой по ГОЗу, определяется приказом Минпромэнерго №200 («Двухсотый приказ») Минпромторга №334. Группировка затрат по статьям осуществляется в зависимости от целевого назначения затрат и мест их возникновения. Отнесения затрат на себестоимость должно производиться преимущественно прямым методом.
Все затраты по ГОЗ должны быть документально подтверждены и экономически оправданы (обоснованы).

Разработка нового порядка определения состава затрат взамен «Двухсотого приказа» 2006 года проводилась Минпромторгом в течении нескольких лет.

Приказ №334 (новый «двухсотый приказ»)

Приказ №334 30 апреля 2019 года, наконец-то, вступил в силу Приказ Минпромторга России от 08.02.2019 №334 «Об утверждении порядка определения состава затрат, включаемых в цену продукции, поставляемой в рамках государственного оборонного заказа». Данный приказ установил, что Приказ Минпромэнерго №200 применению не подлежит, при этом цены на продукцию ГОЗ, сформированные в соответствии с Приказом №200, пересмотру также не подлежат.
Новый приказ о составе затрат по ГОЗ составлен с учетом Положения о госрегулировании цен оборонного заказа, утвержденного Постановлением Правительства №1465. В сравнении с Приказом №200 новый Приказ №334 революционных изменений не принес. В чем можно убедиться при постатейном сравнении двух данных Приказов об определении состава затрат.
В отдельные калькуляционные статьи выделены «затраты на командировки» (1000), «проценты по кредитам» (1500) и «административно-управленческие расходы» (1600). Некоторую настороженность вызывает слово «оплата» в наименовании статьи (0105), и кардинальное различие в нумерации статей калькуляций с Приказом ФАС России от 31.01.2018 №116/18, формы документов которого разработаны также в соответствии с Положением о госрегулировании цен, утвержденного Постановлением №1465.
Административно-управленческие расходы (1600) относятся непосредственно на финансовый результат (директ-костинг: Кт 26 Дт 90.08), а Общехозяйственные затраты (0900) увеличивают Производственную себестоимость (Кт 26 Дт 20). Приоритетным показателем распределения накладных расходов является основная заработная плата основных работников.
Отмечается, что Порядок определения затрат в рамках ГОЗ не устанавливает требований к бухгалтерскому и налоговому учету затрат.
Проценты по кредитам (1500) не включается в цену единицы продукции, а используется при формировании цены вспомогательных работ, термин которых введен Постановлением №1465.

Основные обоснованные экономические нормативы и показатели

Основные экономические показатели (ОЭП) - плановые нормативы, используемые при калькуляции затрат и цены продукции (работ) в сфере гособоронзаказа (форма №22). В число таких нормативов предприятия входят:
Исполнители ГОЗ, как правило, ежегодно согласуют свои основные экономические нормативы с аккредитованным военным представительством, УВЭА и ДАГК МО РФ.
Иногда, в отношении основных нормативов используется иная терминология: базовые экономические показатели (БЭП) или базовые экономические нормативы (БЭН).
Постановлением Правительства от 16.03.2021 №390 введено определение обоснованных экономических нормативов и показателей. ОЭПиН формируются для каждого календарного года в отдельности для НТП и иной продукции.

Норматив страховых взносов

Расчет норматива страховых взносов производится с учетом предельной величины базы для исчисления взносов, размер которых ежегодно утверждается Правительством. На 2021 год лимит по пенсионным взносам установлен в размере 1 465 000 рублей, по «больничным» (ФСС) - 966 тысяч рублей (Постановление Правительства РФ от 26.11.2020 №1935 «О предельной величине базы для исчисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и на обязательное пенсионное страхование с 1 января 2021 г.»).
Взносы по травматизму («профриск») и обязательному медицинскому страхованию (ОМС) не лимитируются.

Используемые сокращения при калькуляции и подготовке РКМ по ГОЗу

Статья о калькулировании цен и себестоимости оборонных заказов подготовлена с использованием правовых актов и актуальной законодательной базы в сфере гособоронзаказа по состоянию на 12 августа 2021 года.

Как обосновать цену продукции и НИОКР Гособоронзаказа в соответствии с действующим законодательством (275-ФЗ; Постановление №1465; Приказ №334) с учетом предела по ИЦП.